Как провести телефонное интервью

Чтобы сэкономить время, некоторые рекрутеры приглашают кандидатов на очное собеседование сразу после короткой переписки в письмах или мессенджере.
Но не все приглашенные специалисты на самом деле подходят компании. Да, у них может быть нужный набор навыков, но вот ценности могут не совпасть с вашими.
Телефонное интервью — ваш помощник, чтобы за 5-10 минут понять, подходит ли кандидат для работы в компании. Вопрос в том, как построить диалог и какие вопросы нужно задать, чтобы вынести верное решение по кандидату.
В этой статье найдете советы, как правильно вести телефонный разговор, особенно если вы только начинаете работать в этой области.

Содержание

Язиля Насибуллина
Основатель Академии и Кадрового агентства Tech-recruiter

Цель телефонного интервью

Телефонный разговор на 10 минут поможет закрыть сразу несколько задач.
1. Понять, насколько человек адекватен: как он общается, как отвечает. Если еще по телефону понятно, что человек отвечает не хотя или пытается язвить, то смысл приглашать его дальше на интервью по вакансии?
2. Оценить, подходит ли он по навыкам, так как написать в резюме можно что угодно. По телефону сможете узнать, какие задачи выполнял человек, пересекаются они с функционалом компании или нет.
3. Создать хорошее впечатление о вас, как о работодателе. По тексту в вакансии не всегда понятно, правда ли добрый и открытый коллектив ждет человека на новом месте. Добродушный тон рекрутера вполне мог бы это подтвердить.

Как подготовиться рекрутеру

Казалось бы, чего готовиться? 10 минут разговора: две — чтобы представиться, три — задать вопросы, еще пять — получить ответы. Тем не менее готовиться надо:
  • Изучите резюме человека и выпишите моменты, которые вызывают вопросы.
  • Текст о компании у вас, наверняка, будет готовый. Но если вы только начинаете работать рекрутером, перед каждым звонком лучше проговорить его вслух.
  • Звоните тогда, когда можете сесть за компьютер и зафиксировать/сверить информацию, которую выдает кандидат, с той, что есть в его резюме или социальных сетях.
  • Составьте план общения, можно с таймингами, чтобы было понятно, во сколько укладывается телефонный разговор.

Структура собеседования по телефону

Приветствие

Не всегда рекрутеры договариваются о звонке заранее, поэтому тут хорошо бы сразу представиться: кто вы и чего хотите от человека.
Начать интервью по вакансии можно так: «Добрый день, Иван. Это Мария, рекрутер из компании "Сделайсайт". Удобно ли вам сейчас говорить? Нам нужен андроид-разработчик».
Почему надо обязательно обращаться по имени? Это даст понять, что вы не очередной спамер, который хочет что-то продать.
Зачем представляться? Это формирует ощущение общения человека с человеком, а не кем-то там из компании. В таком случае становится ясно: звонят по делу, хотят предложить работу, можно и поговорить.
Перед тем, как продолжить разговор, уточните, готов ли кандидат продолжать общение, удобно ли ему или лучше перезвонить.

Презентация компании и вакансии

Себя представили, надо представить компанию и вакансию — чем занимается, какой продукт выпускает, кого ищет, на какие условия.
Но сначала расскажите, как вообще будет построено общение. Например: «Я расскажу о компании, задам несколько вопросов вам и отвечу на вопросы. Если вам будет интересно, договоримся о дальнейших действиях».
Если рассказываете про преимущества работы в компании, то лучше про те, что волнуют сотрудника. То, что у вас 150 филиалов по России — это безумно интересно, но можно ли работать на удаленке? Может, быть у вас есть ДМС, а в него входят услуги стоматолога?
Когда назовете функционал вакансии, уточните, интересно ли это кандидату. Иначе потратите и свое, и чужое время.

Вопросы от рекрутера и соискателя

Напомним, что цель телефонного интервью — не оценить кандидата, а отсечь всех, кто точно не подходит. Поэтому навыки навыками, но есть ряд вопросов о формальностях.
1. Гражданство и наличие документов для трудоустройства. Иногда организация просто не сможет оформить кандидата без необходимого набора бумаг и будет вынуждена ему отказать.
2. Состояние здоровья, если это критично для вашей вакансии.
3. Есть ли какие-то правовые ограничения типа судимости.
4. И наконец, выяснить, подходит ли предыдущий опыт кандидата для вашей компании.
Всё это вам может показаться нудным и неинтересным, но такова жизнь работа рекрутера. Эти вопросы помогут сэкономить время и понять, стоит продолжать общение и предлагать записаться на собеседование дальше или нет.
Что еще надо точно выяснить — это мотивацию кандидата.
Есть ли что-то, что не устраивает его на работе? Думает ли он о том, чтобы сменить работу? Почему?
Ответы на эти вопросы покажут, чего ждет человек от работы и по каким критериям он ее выбирает.

Завершение разговора

Итак, вы поняли, что на том конце провода ваш человек. Чтобы его не потерять, предложите записаться на следующий этап собеседования.
Сделать это можно так: «Иван, вы готовы прийти на следующий этап собеседования?»
И далее после положительного ответа: «Собеседование будет проходить с будущим непосредственным руководителем в нашем офисе. Ждем вас в следующий понедельник, 20 мая, в 15:00. Адрес офиса: ул. Льва Толстого, д. 12. Захватите паспорт, чтобы получить пропуск. До свидания!»
После телефонного разговора продублируйте адрес и время интервью в смс, так как не всегда есть возможность записать информацию.
Совет:
Если кандидата всё устраивало во время общения, но он отказывается от следующего этапа, выясните, что повлияло на решение. Так вы сможете понять лучше кандидата и попробовать убедить его еще раз. Или просто поймете, что исправить в следующий раз.

Как принять решение по результатам телефонного интервью

Телефонное интервью — это не оценка кандидатов, а их отсев. Вот несколько сигналов, которые покажут, что дальше общение лучше не продолжать.
1. Кандидат с трудом вспоминает, что делал в последний год на работе. Можно забыть, что ты ел сегодня на завтрак, но вот должностные обязанности лучше помнить всегда.
2. В профессиональных заслугах человека всегда мелькают сторонние люди, непонятно, что он может делать самостоятельно.
3. Человек агрессивно реагирует на стандартные запросы, например, предоставить рекомендации с прошлых мест работы.
4. Кандидат не спрашивает ни о чем, кроме денег. Единственное, что его волнует — это зарплата. При этом он даже не пытается уточнить, а подходят ли его навыки для требуемых обязанностей.
5. Использует фразы типа: «Я не совсем уверен», «Можно попробовать». Это значит, человек не уверен, нужна ему работа вообще или нет.
6. Его слова не совпадают с тем, что написано в резюме. Для этого мы и рекомендуем обзванивать кандидатов, сидя за ноутбуком и сверяя всё, что они говорят.
Возможно, в вашей компании используют другие маркеры в качестве «красных флагов», это не исчерпывающий список.

Основные ошибки при телефонном интервью

Первое и главное — это тон. Разговаривать недовольным голосом, с одолжением или высокомерно — табу для рекрутера.
Говорить так, будто вы сами не в восторге от вакансии, тоже. Вы ее все-таки продаете. Представьте, что вам так не хотя буду продавать микроволновку, машину или квартиру. Купите?
Второе — зацикливаться на мелочах. Телефонное интервью — это не раскопки, это только разметка нужных мест на карте. Вам нужно нащупать общие точки касания с кандидатом, а не оценить его.
Третье — не слушать, а говорить. Эта ошибка характерна не только для телефонного разговора, но и вообще для коммуникации. Должно быть так: рекрутер задает вопросы — кандидат отвечает.
И не затягивайте собеседование: оно должно длится не больше 10 минут. Ни у кого нет больше времени решать вопросы среди дня по телефону.

Заключение

1. Телефонное интервью — это не оценка подходящих кандидатов, а отсев тех, кто вам точно не подходит.
2. К телефонному интервью тоже надо готовиться, несмотря на то, что длится оно всего 10 минут.
3. Интервью по вакансии проходит в 4 этапа: знакомство, презентация компании и вакансии, выявление мотивации, вопросы кандидата, приглашение на следующий этап завершения.
4. Обращайте внимание на «красные флаги»: как кандидат отвечает, что его интересует, кроме зарплаты, какие вопросы он задает.
5. Общайтесь приветливо и вежливо, говорите о вакансии с энтузиазмом, не погружайтесь в детали и не задерживайте человека больше, чем на 10 минут.
6. После интервью отправьте сообщение, поблагодарите за разговор, зафиксируйте договоренности и оставьте дополнительные контакты для связи.
Дата публикации: 31.05.2024
Время прочтения: 6 минут