Сорсинговое мышление рекрутера: что такое и как работает

Сорсинговое мышление — это такой способ мышления, когда сначала вы думаете про желаемый конечный результат.
Оно должно быть прокачано как у рекрутеров, HR, менеджеров по персоналу, так и у сейлз-менеджеров, предпринимателей, руководителей, трэвел-агентов и других профессий, где нужно искать информацию и от качества поиска зависит ваш результат работы.
В частности, сорсер должен изучать всегда и быть начеку передовых технологий. Поэтому подписывайтесь на топовых инфлюенсеров в своей индустрии. Рекомендую смотреть не только «как делают» другие, но и то, как «они думают и принимают решения». Подробнее про сорсинговое мышление можно посмотреть на Youtube, во «Вконтакте» или Rutube.


Редакция
Академии и кадрового агентства Tech-recruiter

Как сорсинговое мышление работает на практике?

Например, есть задача найти редкого специалиста. Получается, конечный результат — это уже найденный специалист, который соответствует всем критериям.
1️⃣ Дальше идем от обратного. Нам нужен профиль кандидата. Вы запрашиваете его у нанимающего менеджера, руководителя либо составляете самостоятельно, опираясь на базовые принципы компании: что ей нужно, по каким ценностям и принципам, софт и хард скилам оценивается человек.
2️⃣ Исходя из профиля, вы начинаете составлять уже сорсинговую стратегию.
Сорсинговая стратегия включает в себя разные элементы. Сначала оцениваете идеальный профиль. Я его называю бенчмарк-профиль кандидата или клиента:
🔹 как называется этот человек,
🔹 какие должности он занимает сейчас,
🔹 какие должности занимал ранее,
🔹 какие у него есть обязанности, задачи, достижения,
🔹 какими инструментами он пользуется,
🔹 как называются эти должности,
🔹 как эти должности еще могут называться у похожих специалистов и отвечать заданным параметрам.

3️⃣ Исходя из того, что написано в обязанностях, составляете ключевые слова. Эти ключевые слова можно вставить в кавычки и искать просто в поисковике, где они вообще встречаются. Это поможет составить список ресурсов, на которых необходимо искать таких специалистов.
Например, вакансия для Java-разработчика будет включать такие ключевые слова: Java, Spring, Hibernate, REST API, backend developer.
Для Backend-разработчика это будут уже другие слова. Чтобы каждый раз не подбирать комбинации слов, мы составили свой «Синонимайзер». Его получают наши студенты на курсе «Продвинутый сорсинг 3.0» или участники других наших мероприятий.

4️⃣ Далее я ставлю себя на место такого специалиста, думаю, где он может обитать. Например, у нас есть бенчмарк-профиль, просто его резюме, которое нам прислал наш заказчик, наш руководитель или его профиль в какой-нибудь социальной сети. Но это только одна грань нашего кандидата, которая выражена во внешнем образе человека, его соцсетях.
Наша задача понять, кто этот человек по жизни; где он может читать информацию по своей профессии, пополнять багаж знаний, учиться, на какие конференции и митапы может ходить, на какие митапы может ходить, чем он может интересоваться, что у него есть в телефоне из мобильных приложений, социальных сетей, мессенджеров, работных сайтов или профессиональных социальных сетей и так далее.
Например:
⚡ Сообщества на LinkedIn или Facebook
⚡ Профильные площадки (форумы)
⚡ Чаты в мессенджерах (Telegram, Slack и др.)
⚡ Блоги и специализированные статьи
⚡ GitHub: поиск по репозиториям с Java-кодом
⚡ Habr Career: вакансии и профили разработчиков
⚡ MeetUp: мероприятия, связанные с Java и backend-разработкой
⚡ Конференции по Java: SnowOne 2025, JPoint 2025
5️⃣ Из этого я складываю картинку о том, как примерно живет профессионально этот человек. И это тоже часть сорсингового мышления.
Например, вы поняли, что кандидат обитает на профессиональных форумах. Возможно, сидит в соцсетях, но там его невозможно идентифицировать. У него есть профиль, например, на LinkedIn, либо на похожих сайтах. Таким образом, составляете ресурсы, на которых сможете найти этого человека, и способ поиска. Мы в Tech-recruiter называем это «Карта поиска» или «Стратегия и анализ поиска».


6️⃣ Далее нужно приоритизировать ресурсы от горячих к холодным.
Горячие ресурсы — это те, где кандидаты готовы к коммуникации, готовы получать письма с предложениями о работе. Они в приоритете.
Дальше действуем по степени холодности. Например, в социальные сети пойдем в последнюю очередь, потому что чаще всего в там нет информации о текущем месте работы, должности.
✅ Сорсинговое мышление как раз складывается из того, как я могу сделать так, чтобы получить большее количество результатов в меньшую единицу времени, при этом не терять качество и отсмотреть максимальное количество людей, которые мне подходят.
Вопрос «А что если..?» должен вас сопровождать всегда при поиске любой информации. Например, мне понадобилось изучить глубоко метод Getting Things Done (GTD). Это техника планирования. И нужны были самые свежие данные. Это можно сделать.

Любым вопросом, которым вы задаетесь, скорее всего, задаются и другие люди. Это ведет нас к выводу о том, что это можно сделать. Нужно только понять как.
7️⃣ Следующая итерация для сорсера и для прокачки сорсингового мышления — как на площадке искать с помощью самых быстрых методов, которые там есть. Например, во внутренних фильтрах, во внешних фильтрах любой площадки и через X-Ray поиск. Сорсинговое мышление предполагает прокачку и поиск решения, которое будет самым быстрым, простым и качественным.
Нужно определить, какой из методов подойдет лучше всего. Для этого сделайте один запрос или несколько запросов через внутренние фильтры, три запроса продвинутыми операторами и три запроса через X-Ray. Посмотрите первые три страницы, кто подходит больше всего. Таким образом, расставите приоритет в способах поиска на конкретном ресурсе.
Например, наши студенты в Академии Tech-recruiter получают полный список работающих X-ray запросов для десятка разных ресурсов. Вы также можете создавать свои подобные таблицы.

Итак, чтобы прокачивать сорсинговое мышление вы должны задаваться вопросом: а что я хочу видеть в результате? Каким будет идеальный результат?
Эта техника поможет вам прокачивать сорсинговое мышление каждый день.
Представьте, перед вами стоит бытовая задача. Например, найти лучший велосипед который будет соответствовать вашим цене, качеству и требуемым критериям.
Попробуйте выполнить эту задачу, используя базовые булин-техники. Обращайте внимание, как быстро вам удается найти подходящие сайты.
Такой подход можно использовать для решения совершенно разных задач: найти старого знакомого в соцсетях, поискать вакансии для работы и т. д.
В этом боте вы можете протестировать свои навыки сорсинга прямо сейчас. В нем небольшой тест и пояснения к каждому вопросу.
А если хотите прокачаться в сорсинге за 4 недели, занимайте место в предзаписи на курс «Продвинутый сорсинг 3.0».
Старт — 24 марта.


Дата публикации: 24.01.2024
Время прочтения: 6 минут